ОписаниеБетховен: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 | Маргарита Хёненрайдер и Камерная филармония «Амаде»DW Classical Music
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор Бетховена, опус 19 — это раннее произведение, созданное в рамках классического стиля, но уже демонстрирующее черты смелого звучания, которое станет отличительной чертой его более поздних сочинений. В данном исполнении концерт звучит в исполнении Маргариты Хёненрайдер (фортепиано) и Камерной филармонии «Амаде» под управлением Леона Флейшера. Концерт прошёл в 2014 году в уникальном индустриальном пространстве Zeche Zollverein в Эссене, Германия.
(00:00) I. Allegro con brio
(14:01) II. Adagio
(23:51) III. Рондо. Molto allegro
Хотя этот концерт официально считается вторым фортепианным концертом Бетховена, на самом деле он был первым, который композитор создал. Работа над произведением длилась несколько лет: первые наброски и фрагменты относятся к периоду с 1786 по 1792 год, когда Бетховен ещё жил в Бонне. После многочисленных правок премьера состоялась 29 марта 1795 года в венском Бургтеатре, где за роялем был сам Бетховен. Позже он снова переработал концерт и опубликовал его в конце 1801 года.Интересно, что Бетховен начал работу над своим первым концертом до мажор, опус 15, позже, но тот был опубликован раньше — весной 1801 года. Поэтому он получил меньший номер опуса и считается «первым» концертом в официальном каталоге. Оба ранних фортепианных концерта имели большое значение для молодого композитора из Бонна — они стали своего рода музыкальными визитными карточками.Прибыв в Вену в 1792 году, Бетховен благодаря своей виртуозности быстро вошёл в аристократические круги, и влиятельные покровители оказали ему финансовую поддержку. Концерт 1795 года стал его первым публичным выступлением в музыкальной столице Вене, укрепив его репутацию как пианиста-виртуоза. При этом сам Бетховен, как сообщается, считал, что его первый и второй фортепианные концерты не относятся к числу его лучших произведений.Следуя по стопам Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791), который популяризировал жанр фортепианного концерта и поражал публику своим мастерством пианиста, Второй фортепианный концерт Бетховена всё ещё сохраняет стилистические черты своего предшественника, особенно в первой и третьей частях. Однако драматические моменты уже намекают на неповторимый личный стиль, который позже станет визитной карточкой музыки Бетховена.Маргарита Хёненрайдер открыла для себя любовь к фортепиано в раннем возрасте. Свой первый публичный концерт она дала в семь лет в мюнхенском Геркулесаале. Она училась у Анны Штадлер и Людвига Хоффмана в Мюнхене, а затем у известного американского пианиста и дирижёра Леона Флейшера в Балтиморе. В 1981 году она выиграла первую премию на престижном конкурсе Бузони в Больцано, войдя в число других выдающихся лауреатов этого конкурса, таких как Марта Аргерих и Йорг Демус. В возрасте 28 лет она стала самым молодым профессором фортепиано в Германии, получив назначение в Музыкальном университете в Вюрцбурге. В 1991 году она была назначена в Музыкальный университет и академию исполнительского искусства в Мюнхене.Как солистка Маргарита Хёненрайдер выступала со многими знаменитыми дирижёрами и оркестрами, включая Кирилла Петренко, Клаудио Аббадо, Лорина Маазеля, Джеймса Левайна, Ивора Болтона, Риккардо Шайи и Фабио Луизи, а также с такими крупными коллективами, как Симфонический оркестр Баварского радио, Мюнхенский филармонический оркестр, Нью-Йоркский филармонический оркестр, Дрезденская государственная капелла, Лейпцигский оркестр Гевандхауса, Зальцбургский оркестр Моцартеум и Камерный оркестр Малера.