Сегодня, 21 ноября 2024 года, Палата предварительного производства I Международного уголовного суда («Суд») в составе по ситуации в Государстве Палестина единогласно вынесла два решения , отклоняя протесты Государства Израиль («Израиль»), поданные в соответствии со статьями 18 и 19 Римского статута («Статут»). Она также выдала ордера на арест г-на Биньямина Нетаньяху и г-на Йоава Галланта.
Решения по запросам Государства Израиль
Палата вынесла решение по двум запросам, поданным Израилем 26 сентября 2024 года. В первом запросе Израиль оспаривал юрисдикцию Суда в отношении ситуации в Государстве Палестина в целом и в отношении граждан Израиля в частности на основании статьи 19(2) Статута. Во втором запросе Израиль просил Палату распорядиться, чтобы Прокуратура предоставила новое уведомление о начале расследования своим властям в соответствии со статьей 18(1) Статута. Израиль также просил Палату прекратить любые разбирательства в Суде в соответствующей ситуации, включая рассмотрение заявлений на ордера на арест г-на Биньямина Нетаньяху и г-на Йоава Галланта, поданных Прокуратурой 20 мая 2024 года.
Что касается первого возражения, Палата отметила, что признание Израилем юрисдикции Суда не требуется, поскольку Суд может осуществлять свою юрисдикцию на основе территориальной юрисдикции Палестины, как это было определено Палатой предварительного производства I в предыдущем составе. Кроме того, Палата посчитала, что в соответствии со статьей 19(1) Статута государства не имеют права оспаривать юрисдикцию Суда в соответствии со статьей 19(2) до выдачи ордера на арест. Таким образом, возражение Израиля является преждевременным. Это не наносит ущерба любым будущим возможным возражениям против юрисдикции Суда и/или приемлемости любого конкретного дела.
Решение по оспариванию Израилем юрисдикции Суда в соответствии со статьей 19(2) Римского статута
Палата также отклонила запрос Израиля в соответствии со статьей 18(1) Статута. Палата напомнила, что обвинение уведомило Израиль о начале расследования в 2021 году. В то время, несмотря на запрос о разъяснении со стороны обвинения, Израиль решил не подавать никаких ходатайств об отсрочке расследования. Кроме того, Палата посчитала, что параметры расследования в данной ситуации остались прежними, и, как следствие, не требовалось нового уведомления Государству Израиль. В свете этого судьи пришли к выводу, что нет никаких оснований для прекращения рассмотрения заявлений на ордера на арест.
Решение по запросу Израиля о выдаче прокуратуре распоряжения о предоставлении уведомления по статье 18(1)
Ордера на арест
Палата выдала ордера на арест двух лиц, г-на Биньямина Нетаньяху и г-на Йоава Галланта, за преступления против человечности и военные преступления, совершенные как минимум в период с 8 октября 2023 года по как минимум 20 мая 2024 года — дня, когда обвинение подало ходатайства о выдаче ордеров на арест.
Ордера на арест классифицируются как «секретные» в целях защиты свидетелей и обеспечения проведения расследований. Однако Палата решила опубликовать следующую информацию, поскольку поведение, аналогичное тому, которое указано в ордере на арест, по-видимому, продолжается. Более того, Палата считает, что в интересах жертв и их семей, чтобы они были осведомлены о существовании ордеров.
Вначале Палата посчитала, что предполагаемое поведение г-на Нетаньяху и г-на Галланта подпадает под юрисдикцию Суда. Палата напомнила, что в предыдущем составе она уже постановила, что юрисдикция Суда в данной ситуации распространяется на Газу и Западный берег, включая Восточный Иерусалим. Кроме того, Палата отказалась использовать свои дискреционные полномочия proprio motu для определения приемлемости двух дел на данном этапе. Это не наносит ущерба любому определению юрисдикции и приемлемости дел на более позднем этапе.
Что касается преступлений, Палата нашла разумные основания полагать, что г-н Нетаньяху, родившийся 21 октября 1949 года, премьер-министр Израиля на момент совершения соответствующего деяния, и г-н Галлант, родившийся 8 ноября 1958 года, министр обороны Израиля на момент совершения предполагаемого деяния, несут уголовную ответственность за следующие преступления в качестве соучастников за совершение деяний совместно с другими лицами: военное преступление в виде голода как метода ведения войны; и преступления против человечности в виде убийств, преследований и других бесчеловечных деяний.
Палата также нашла разумные основания полагать, что г-н Нетаньяху и г-н Галлант несут уголовную ответственность как гражданские начальники за военное преступление, заключающееся в преднамеренном направлении нападения на гражданское население.
Предполагаемые преступления
Палата нашла разумные основания полагать, что в соответствующее время применялось международное гуманитарное право, касающееся международного вооруженного конфликта между Израилем и Палестиной. Это объясняется тем, что они являются двумя Высокими Договаривающимися Сторонами Женевских конвенций 1949 года и тем, что Израиль оккупирует по крайней мере части Палестины. Палата также установила, что право, касающееся немеждународного вооруженного конфликта, применялось к боевым действиям между Израилем и ХАМАС. Палата установила, что предполагаемое поведение г-на Нетаньяху и г-на Галланта касалось деятельности израильских государственных органов и вооруженных сил против гражданского населения в Палестине, а точнее, гражданских лиц в Газе. Следовательно, оно касалось отношений между двумя сторонами международного вооруженного конфликта, а также отношений между оккупирующей державой и населением на оккупированной территории. По этим причинам, в отношении военных преступлений, Палата сочла целесообразным выдать ордера на арест в соответствии с правом международного вооруженного конфликта. Палата также установила, что предполагаемые преступления против человечности были частью широкомасштабного и систематического нападения на гражданское население Газы.
Палата посчитала, что имеются разумные основания полагать, что оба лица намеренно и сознательно лишили гражданское население в Газе предметов, необходимых для их выживания, включая продовольствие, воду, лекарства и медицинские принадлежности, а также топливо и электричество, по крайней мере с 8 октября 2023 года по 20 мая 2024 года. Этот вывод основан на роли г-на Нетаньяху и г-на Галланта в препятствовании гуманитарной помощи в нарушение международного гуманитарного права и их неспособности содействовать оказанию помощи всеми имеющимися в их распоряжении средствами. Палата установила, что их поведение привело к нарушению способности гуманитарных организаций предоставлять продовольствие и другие основные товары нуждающемуся населению в Газе. Вышеупомянутые ограничения вместе с отключением электричества и сокращением поставок топлива также оказали серьезное влияние на доступность воды в Газе и способность больниц оказывать медицинскую помощь.
Палата также отметила, что решения о разрешении или увеличении гуманитарной помощи в Газе часто были обусловлены. Они не принимались для выполнения обязательств Израиля по международному гуманитарному праву или для обеспечения того, чтобы гражданское население в Газе было адекватно снабжено товарами, в которых оно нуждалось. Фактически, они были ответом на давление международного сообщества или просьбы Соединенных Штатов Америки. В любом случае, увеличение гуманитарной помощи было недостаточным для улучшения доступа населения к товарам первой необходимости.
Кроме того, Палата нашла разумные основания полагать, что не было выявлено никакой явной военной необходимости или иного обоснования в соответствии с международным гуманитарным правом для ограничений, наложенных на доступ к операциям по оказанию гуманитарной помощи. Несмотря на предупреждения и призывы, сделанные, в частности , Советом Безопасности ООН, Генеральным секретарем ООН, государствами, правительственными и гражданскими организациями по поводу гуманитарной ситуации в Газе, была разрешена лишь минимальная гуманитарная помощь. В этой связи Палата рассмотрела длительный период лишений и заявление г-на Нетаньяху, связывающего остановку поставок основных товаров и гуманитарной помощи с целями войны.
Поэтому Палата нашла разумные основания полагать, что г-н Нетаньяху и г-н Галлант несут уголовную ответственность за военное преступление, заключающееся в использовании голода в качестве метода ведения войны.
Палата пришла к выводу, что имеются разумные основания полагать, что нехватка продовольствия, воды, электричества и топлива, а также определенных медицинских принадлежностей создала условия жизни, рассчитанные на уничтожение части гражданского населения в Газе, что привело к гибели гражданских лиц, включая детей, из-за недоедания и обезвоживания. На основании представленных обвинением материалов, охватывающих период до 20 мая 2024 года, Палата не смогла определить, что все элементы преступления против человечности в виде истребления были соблюдены. Однако Палата пришла к выводу, что имеются разумные основания полагать, что преступление против человечности в виде убийства было совершено в отношении этих жертв.
Кроме того, намеренно ограничивая или препятствуя поступлению в Газу медицинских принадлежностей и лекарств, в частности анестезирующих средств и анестезиологических аппаратов, эти два человека также несут ответственность за причинение больших страданий посредством бесчеловечных действий лицам, нуждающимся в лечении. Врачи были вынуждены оперировать раненых и проводить ампутации, в том числе детям, без анестезии и/или были вынуждены использовать неадекватные и небезопасные средства для седации пациентов, причиняя этим людям сильную боль и страдания. Это равносильно преступлению против человечности в виде других бесчеловечных действий.
Палата также нашла разумные основания полагать, что вышеупомянутое поведение лишило значительную часть гражданского населения в Газе их основных прав, включая права на жизнь и здоровье, и что население было выбрано по политическим и/или национальным мотивам. Поэтому она постановила, что было совершено преступление против человечности в виде преследования.
Наконец, Палата оценила, что есть разумные основания полагать, что г-н Нетаньяху и г-н Галлант несут уголовную ответственность как гражданские начальники за военное преступление преднамеренного направления атак против гражданского населения Газы. В этой связи Палата установила, что материалы, предоставленные обвинением, позволили ей сделать выводы только по двум инцидентам, которые квалифицировались как атаки, преднамеренно направленные против гражданских лиц. Существуют разумные основания полагать, что г-н Нетаньяху и г-н Галлант, несмотря на то, что у них были доступны меры для предотвращения или пресечения совершения преступлений или обеспечения передачи дела в компетентные органы, не сделали этого.
Фон
1 января 2015 года Государство Палестина подало заявление в соответствии со статьей 12(3) Римского статута о признании юрисдикции Суда с 13 июня 2014 года.
2 января 2015 года Государство Палестина присоединилось к Римскому статуту, сдав на хранение Генеральному секретарю ООН свой документ о присоединении. Римский статут вступил в силу для Государства Палестина 1 апреля 2015 года.
22 мая 2018 года в соответствии со статьями 13(a) и 14 Римского статута Государство Палестина передало Прокурору ситуацию с 13 июня 2014 года без даты окончания.
3 марта 2021 года Прокурор объявил о начале расследования ситуации в Государстве Палестина. Это последовало за решением Палаты предварительного производства I от 5 февраля 2021 года о том, что Суд может осуществлять свою уголовную юрисдикцию в этой ситуации, и большинством голосов о том, что территориальная сфера этой юрисдикции распространяется на Газу и Западный берег, включая Восточный Иерусалим.
17 ноября 2023 года Прокуратура получила дополнительную информацию о ситуации в Государстве Палестина от Южной Африки, Бангладеш, Боливии, Коморских Островов и Джибути, а 18 января 2024 года Республика Чили и Мексиканские Соединенные Штаты дополнительно направили Прокурору информацию в отношении ситуации в Государстве Палестина.
Для получения дополнительной информации обращайтесь к Фади Эль Абдаллаху, пресс-секретарю и руководителю отдела по связям с общественностью Международного уголовного суда, по телефону: +31 (0)70 515-9152 или +31 (0)6 46448938 или по электронной почте:
fadi.el-abdallah@icc-cpi.int
https://www.icc-cpi.int/news/situation- ... challenges