И так, мы в Гвардейске (ранее Тапиау). Начинался город с того, что 1280 году тевтонцы построили замок Тапиов в месте соединения рек Прегель (сейчас Преголя) и Дайме (сейчас Дейма), где был окружённый с трёх сторон болотом полуостров. С четвёртой стороны вырыли ров, заполнили его водой, через который перекинули мост – так тевтонцы возвели на месте завоеванной и разрушенной отрядами Отакара II прусской крепости свою, вокруг которой начало образовываться поселение пруссов, лояльных к рыцарям. После того как к концу 13-го века Орден полностью завоевал земли пруссов, начинаются походы в Литву, и замок-крепость Тапиов становится центром сбора иностранных рыцарей, участвовавших в этих набегах. Здесь бывали Альбрехт Австрийский, герцог Лотаринский, Генрих Дерби (будущий английский король Генрих IV Болингброк), литовский князь Витовт, принявший в капелле замка католичество в надежде на политическую и военную поддержку от рыцарей (в дальнейшем предал и веру, и многих своих покровителей). В середине 14-го века крепость перестроили в камне - на месте старого укрепления появился двухэтажный замок из четырёх флигелей, единственный сохранившийся до сегодняшних дней флигель имел двухстворчатые ворота с полукруглой аркой, которые были защищены подъемной решеткой.
Со времени начала Тринадцатилетней войны подвалы замка (к этому времени он уже стал называться Тапиау) использовались в качестве тюрьмы. После роспуска ордена и образования Прусского герцогства замок становится собственностью правителя Альбрехта Бранденбург-Ансбахского, который здесь и скончался во время эпидемии чумы. Поначалу последнего магистра Тевтонского ордена и первого герцога Пруссии похоронили в подвале замка Тапиау, а со временем его прах перенесли в Кафедральный собор в Кёнигсберге. В период правления короля Фридриха Вильгельма III замок был переоборудован под дом призрения (принимал дряхлых, убогих, больных, сирот) и приют для бедных, затем там размещается исправительное учреждение для маргинальных нарушителей закона.
К 1879 году от замка остался только один флигель, к которому пристроили два этажа в псевдоготическом стиле, верхний полностью отдали под капеллу и прозвали «церковным» («кирховым»), остальное же пространство окончательно сделали общей тюрьмой, при которой были свои мастерские. Во время Первой мировой войны сгорела верхняя «церковная» часть, в результате восстановления замку вернули прежний средневековый вид. Во время боёв Второй мировой войны замок Тапиау не пострадал и в дальнейшем стал использоваться как следственный изолятор для военных преступников, затем он становится пересыльной тюрьмой, исправительной колонией. Так продолжалось до 2021 года, пока замок 14-го века не передали в ведение Калининградской области. Сейчас там идут реставрационные работы, по окончанию которых планируется открыть туристический комплекс с гостиницей. Нам не удалось побывать на территории замка, зайти в его помещения, поэтому любуемся тем, что сохранилось от замка-крепости Тапиау, издалека.
В 1697 году через Тапиау проезжала часть Великого русского посольства, которая направлялась в Кёнигсберг по суше, без правителя Петра, добиравшегося в столицу герцогства через Балтийское море и Пиллау (теперь Балтийск). На четвертом фото коллажа аустерия «Великое посольство» с прусской кухней 18-19 веков, она в домике, стилизованном под то время, стоящем между замком и рекой Деймой.
Замок Тапиау стоит на самом въезде (или выезде) в город у моста через реку Дейму. На фото вид с моста на восток и на запад, где вошла в кадр надзирательная вышка бывшей колонии слева и домик знаменитого немецкого художника (мы еще там побываем) справа.
Улицы ремонтируются, дома приводятся в порядок – очень уютный и симпатичный город, один из наиболее понравившихся мне в Калининградской области.
В перспективе улицы Гагарина виден дом из красного кирпича с изящной башенкой, это комплекс психиатрической лечебницы, построенный в 1901-1912 годах. В небольшом на тот момент городке была третья по величине больница Восточной Пруссии такого профиля с садом и фермой, в ней лечились одновременно 1200 больных. Как у нас сейчас говорят о странном человеке, что сбежал из Кащенко, так и там тогда говорили, что сбежал из Тапиау. Во времена Третьего рейха из лечебницы сделали санаторий, дом престарелых и сиротский приют, а в наше время там военная прокуратура, госпиталь и воинская часть со складами.
От улицы Гагарина начинается центральная площадь города Гвардейска – площадь Победы (ранее Рыночная). На ее северной стороне в 1831 году было построено двухэтажное здание с мансардой, боковыми лоджиями и треугольными фронтонами. Это одно из самых старых сохранившихся административных строений, сейчас, как и почти два века назад, в нем работает почта. На его боковом фронтоне портрет снайпера Розы Шаниной, погибшей в этих местах в 1945 году.
Рыночная площадь (теперь площадь Победы) была одним из центров культурной жизни жителей Тапиау. Это был типичный центр европейского провинциального города - большое вымощенное брусчаткой пространство прямоугольной формы, по периметру окруженное прекрасными зданиями, со сквером в центре. С 16-го века на Рыночной площади проводились праздники, ярмарки, представления. Каждое лето устраивался большой праздник стрелков, на еженедельных ярмарках торговали дублёной кожей, рапсом, торуньскими пряниками, эльбингскими сырами. В балаганах, сооружённых на возвышенных участках, выступали великанши, сирены, карлики и уродцы. Во время Второй мировой войны архитектура площади сильно пострадала, был уничтожен сквер. После реконструкции площадь Гвардейска преобразилась - ее вымостили плиткой, украсили аккуратными цветочными клумбами, окружили скамейками, отреставрировали невысокие домики с черепичными крышами. В 1975 году на площади Победы открыли мемориальный комплекс в виде двух стел высотой в 10 метров с чашей вечного огня, в братской могиле здесь захоронено около 1500 воинов, не доживших до победы.
В 2015 году в центре площади установили уникальный памятник русским воинам, погибшим в четырёх войнах, боевые действия которых проходили в окрестностях современного Гвардейска. Это стела высотой 3,95 метра, на коническом основании которой установлены таблички с надписями: «1756-1763, Семилетняя война», «1806-1807, 1813-1814, Русско-прусско-французские войны», «1914-1918, Первая мировая война», «1941-1945, Великая Отечественная война».
А еще на площади есть светодинамический фонтан и много-много голубей.
В 1502 году на краю Рыночной площади Тапиау была построена кирха, снаружи она выглядела довольно заурядно – простые оштукатуренные стены из красного керамического кирпича, 30-метровая башня с черепичной восьмиугольной крышей в форме пирамиды. Но внутри кирха была прекрасна - сводчатый потолок полностью расписан живописными библейскими сюжетами, резное убранство от легендарного мастера Исаака Риги, кафедра и алтарь подарены представителем рода Валленродтов (того самого, представитель которого основал Валленродтскую библиотеку Кафедрального собора Кёнигсберга), орган создан кёнигсбергским мастером. В 1910 году самый известный уроженец Тапиау художник-импрессионист Ловис Коринт даровал кирхе, в которой был крещён, созданный им алтарный триптих «Голгофа». Во время Первой мировой войны триптих удалось сберечь, во время Второй мировой войны его оберегали нацисты, хотя более 300 работ мастера были по их приказу уничтожены. Перед сдачей города триптих был вывезен нацистами, и дальше след его теряется.
В советское время кирха служила складом, а в ризнице, где ранее была картина Коринта, расположился магазин. В 1989 году здание лютеранской кирхи было передано РПЦ и после ремонта освящено как храм Святого пророка Иоанна Предтечи.
Внутрь церкви мы не заходили, а обошли ее со всех сторон и свернули с площади Победы на улицу Тельмана.
Это старинное здание из красного кирпича в начале улицы можно увидеть на фотографиях за 1904 год. Его не раз переделывали, здесь в разное время располагались пивной ресторан, гестапо, продуктовый склад, коптильня. Сейчас там кинотеатр "17 мгновений", гостиница с таким же названием, аптека, кафе и много еще чего по мелочи.
Понравилось, что в центре стоят щиты со старыми фотографиями и пояснениями, как выглядели улицы в довоенное время.
На этой же улице здание бывшей ратуши Тапиау, построенное в 1922 году вместо сгоревшего во время артиллерийского обстрела. На ступенчатом фасаде ратуши электромеханические куранты, три раза в день играет мелодия, открываются дверцы под циферблатом, и из них выезжают и крутятся фигурки музыкантов. Сейчас в здании бывшей ратуши Музей истории и культуры и Детско-юношеский центр. На стене этого здания памятная табличка в честь радистки Анны Анисимовой, входившей в состав диверсионно-разведывательной группы «Клён», и погибшей от рук гитлеровцев.
Рядом с бывшей ратушей здание постройки конца XIX века – оштукатуренные стены из красного кирпича, эркер, завершённый куполом. Это римско-католическая капелла святого Иосифа. В довоенное время католики города имели капеллу, построенную знаменитым архитектором Хайтманном, но после войны в ней открыли магазин, с тех пор ничего не изменилось.
Напротив бывшей ратуши здание детской музыкальной школы. На ее стене прикреплена фигурка забавного рокера. Впритык к школе здание библиотеки, у входа в нее сидит Василий Тёркин. Дело в том, что Александр Твардовский в городе Тапиау встретил День Победы и написал заключительную главу поэмы об этом герое. В библиотеке хранится и «Свидетельство о рождении Василия Тёркина».
Возвращаемся назад к площади Победы. Через дорогу от бывшей кирхи Тапиау стоит интересное краснокирпичное здание явно довоенной постройки.
От площади расходятся колоритные улочки, вымощенные брусчаткой, с домами старинной постройки. Одна из них – улица Горная, практически не изменившая свой исторический облик. В самом ее начале лицевым фасадом к бывшей Рыночной площади стоит светло-зеленое здание, построенное в конце 19-го века. Это бывшая гостиница «Черный орел», в довоенное время самая лучшая и дорогая гостиница Тапиау, в которой останавливались все высокие гости города. На первом этаже располагался ресторан, а на втором и третьем – роскошные номера, над центральным входом скульптура орла. В годы Первой мировой войны строение сильно пострадало при артиллерийском обстреле, но позже было отреставрировано и перестроено. В 1945 году в нем разместился гарнизонный Дом офицеров, сегодня там магазины и конторы.
Напротив бывшей гостиницы стоит дом, всю стену которого покрывает граффити. Это версия знаменитой акварели Ловиса Коринта «Аллегории Боруссии» с панорамным видом на Тапиау. Картина висела в Ратуше города до 1945 года, а после бесследно исчезла.
Немного дальше интересная подворотня, разрисованная городскими пейзажами. Над входом в нее табличка с надписью «Кошкин двор» и обещанием исполнить любое желание. Пройдемте в арку, заглянем в этот двор.
Когда был капитальный ремонт, на стенах домов нарисовали кошек, повесили табличку, на этом участие администрации города в арт-проекте закончилось, кормить, лечить, убирать за дворовыми кошками приходится неравнодушной пенсионерке из этого двора. Сейчас во дворе живут 14 котов и кошек, но постоянно подкидывают новых. Во дворе висит ящик с надписью «На корм мяу», но он почти всегда пустой, несмотря на экскурсии нон-стоп, которые сюда водят. Местные жители привели двор в порядок, выстроили для котиков каменную крепость вдоль одной из стен дома с башенками, домиками, клумбами с цветами. В центре двора стоит беседка, а на домах по периметру изображены коты, которые исполняют загаданные желания. Милое и доброе место с замечательными котиками и замечательными людьми.
Идем дальше, по улице Горной спускаемся к Дейме. По пути встретился такой вот креативный водосток.
Вид на место, где от реки Преголи отделяется река Дейма – пасторальный провинциальный пейзаж. Хорошооо… Красиво, тихо, спокойно, только тучи натягивает, скоро будет гроза.
А в обратную сторону мост, на котором мы уже были, сторожевая вышка и замок Тапиау с неожиданного ракурса (разруха полная…). Улица вдоль реки здесь называется Набережная, надеемся, что со временем она будет так не только называться, но и выглядеть.
А пришли мы сюда для того, чтобы посмотреть на дом, где родился, провел свои первые 15 лет жизни, нарисовал свою первую акварель немецкий художник-экспрессионист Ловис Коринт, знаменитость номер один Тапиау. Карьера Коринта была яркой и стремительной, но он никогда не забывал свой родной город, подарив ему несколько прекрасных работ. Недавно в отреставрированном (построенном?) с нуля доме открылся музей художника, еще ведутся работы по благоустройству прилегающей территории.
Тут же стоит стимпанковый аист, смотрится аутентично на фоне замковой разрухи на другом берегу Деймы.
Рядом с домом-музеем построили многоквартирный дом, украшенный элементами фахверка. А нам уже пора продолжить путешествие. По мосту через Дейму выезжаем из города и направляемся дальше на восток. Кстати, этот разводной автомобильно-пешеходный мост был построен в начале 20-го века. Во времена военных действий его неоднократно взрывали, восстанавливали, но он до сих пор исправно работает и даже периодически разводится по мере надобности.