Эта наша прогулка будет посвящена христианскому Риму. Вечный город не зря называют
вторым Иерусалимом - его наследие поразительно богато, и только итальянская столица
может тягаться со Святой Землёй. Здесь жили и проповедовали апостолы Павел и Пётр,
за свою веру проливали кровь сотни мучеников. Мы увидим три папские базилики, множество
христианских святынь, погрузимся в христианскую историю и судьбы тех, кто служил церкви.
И совсем не обязательно быть религиозным человеком, чтобы получить удовольствие от
этой прогулки. Римские церкви можно отнести к разряду бесплатных музеев, где можно
увидеть скульптурные композиции, алтарные образы - полотна и фрески, волшебные
мозаики абсид. Творения выдающихся художников, мастеров художественной лепки и
мозаичников, скульпторов и архитекторов не оставят никого равнодушным.
Приезжаем на площадь Санта Мария Маджоре (Piazza di Santa María Maggiore). На площади
стоит коринфская колонна Мира, увенчанная бронзовой статуей Девы Марии с младенцем,
избавительницы от чумы, а у подножья колонны фонтан с небольшой чашей на ступенях.
Название площади дала находящаяся на ней базилика Санта Мария Маджоре (маджоре в
переводе значит большая, великая), едва ли не знаменитейшая церковь в Риме и единственная,
сохранившая свой первоначальный вид почти целиком. Её колокольня, построенная
в 14-ом веке, самая высокая в Риме, ежевечерне в 9 часов звонит один из её пяти колоколов.
Основана базилика в 4-ом веке, а её появление связано с легендой о том, что однажды
папе Либерию и одному римскому богачу явилась во сне Божья Матерь и приказала
построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. Снег в Риме, да еще и
летом – это настоящее чудо, но на другой день, 5 августа, все увидели его на вершине
Эсквилинского холма, самого высокого из семи римских холмов. Там и возвели собор
на средства того богача по благословению и проекту папы Либерия, общие черты которого
он нарисовал прямо на снегу своим посохом. В память об этом каждый год 5 августа прихожан
церкви осыпают белыми лепестками цветов, поэтому собор Санта Мария Маджоре называют
еще Божия Матерь в снегах (Madonna della Neve). Что интересно, в 4-ом веке до нашей эры
на этом месте был построен храм, посвященный богине Юноне, защитнице всех женщин и
матерей. В нем, а потом и на его развалинах проводились ежегодно праздники Матроналии,
и проводились они 1-го марта (привет Кларе и Розе

).
Санта Мария Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) - папская базилика, одна из четырёх
главных базилик Рима, входит в список семи римских паломнических церквей. Папская
базилика отличается от всех остальных церквей наличием Святых Дверей и Папского алтаря,
где службу может проводить только папа или по его поручению. Святую Дверь открывают
только в так называемые Юбилейные или Святые годы. Раньше юбилей случался раз в 100 лет,
потом в 50 лет, потом в 25, а сейчас нынешний папа Франциск решил сократить этот срок
до 15 лет. Считается, что прошедшие через Святые Двери получают полное искупление и
отпущение всех грехов. На фото закрытая Святая Дверь базилики Санта Мария Маджоре.
Мраморный пол храма состоит из плит различных цветов, образующих причудливые формы
в виде различных геометрических фигур. Он сделан мастерами из семьи Космати, в честь
которых и был назван разработанный ими мозаичный стиль косматеско.
Центральный неф базилики обрамлен сорока колонами, которые остались еще со времен
храма Юноны. Над колоннами 42 мозаичных панно 5-го века с изображениями библейских
сцен из ветхого завета, их краски так и остались чистыми и яркими. Это самые древние
из сохранившихся римских мозаик. Кессонированый потолок центрального нефа покрыт первым
золотом, привезенным из Перу на кораблях Колумба и подаренным испанским королевским домом.
Над главным входом круглое окно с многоцветным современным витражом Мать церкви,
изображающим Деву Марию с младенцем.
На мозаике апсиды изображены сцены коронации Девы Марии и сцены из ее жизни.
В центре нефа на четырех колоннах расположен огромный киворий (надстройка над
алтарем), над ним порфировая урна, в которой находятся мощи святого Матфея – одна
из почитаемых христианских реликвий Рима.
Здесь же под киворием находится Папский алтарь. Он называется так потому, что
только Папа Римский может проводить здесь мессу. В этой базилике папская месса
бывает раз в год 15 августа, когда католики отмечают день Успения Богородицы.
Под папским алтарем находится крипта, напоминающая Вифлиемскую пещеру, туда ведут две лестницы.
Перед входом в крипту скульптурная композиция Исповедь коленопреклонного папы
Пия девятого, с благоговением смотрящего на одну из особо почитаемых христианских
реликвий. Это серебряный ларец с хрустальными окошками, в котором хранятся пять
небольших кусочков деревянных яслей, куда после рождения был положен младенец
Иисус. Эту святыню привезла из Иерусалима в Рим Святая Елена, мать императора Константина.
Справа от главного алтаря скромное захоронение Джованни Лоренцо Бернини – величайшего
скульптора эпохи Возрождения, украсившего Рим своими произведениями.
Сикстинская капелла или часовня священного таинства Причастия названа в честь папы
Сикста пятого. Она украшена великолепными мозаиками, фресками, лепниной, позолоченными
сводами и скульптурами. В центре алтарь, увенчанный позолоченным бронзовым киворием в
виде миниатюрной копии часовни на плечах четырех ангелов. Под алтарем часовня Рождества,
вход в нее открывается раз в год на католическое Рождество.
Надгробный памятник Сикста пятого. Этот папа более чем кто-либо из его предшественников
смог восстановить и оживить Рим, истощенный и разграбленный в 16-ом веке войсками
испанского короля Карла пятого.
Надгробный памятник папе Пию пятому в Сикстинской капелле.
Капелла Боргезе, она же Паолинская капелла, была построена по заказу папы Павла
пятого (Камилло Боргезе) для хранения особо почитаемой римлянами бесценной
византийской иконы Божией Матери Спасение народа римского (Salus Populi Romani).
Этой иконе примерно 2000 лет, ее авторство приписывается евангелисту Луке. Она во
все времена считалась защитницей и спасительницей римлян. По преданию в 16-ом веке
во времена чумы папа Пий пятый прошел с молитвами от базилики до Собора Святого
Петра, держа икону в руках, и эпидемия вскоре отступила.
Ближе к выходу, в правом нефе баптистерий (крестильня) с античной купелью 5-го века
из красного порфира, переданной из музеев Ватикана. Она установлена ниже уровня пола,
окольцована балюстрадой и круговыми ступенями. Крышку купели украшает позолоченная
бронзовая статуя Иоанна Крестителя. На заалтарной стене баптистерия большой
беломраморный барельеф Успение работы Пьетро Бернини-отца. Над алтарем оранжевая
стеклянная панель Тайна Троицы, Почитаемой Ангелами. На фото не видно, что это
открытый глаз в сияющем треугольнике. В миру это оккультно-масонский символ, но в
христианстве это древнейший символ Всевидящее Око Божие, обозначающий Святую
Троицу - Бог в трех лицах, имеющий свойство всевидения.
Своды крестильни украшены позолоченной лепниной с херувимами и фресками,
изображающими Непорочное Зачатие, с Пророками и Отцами Церкви. На центральной
панели образ Богоматери, на диагональных - четыре пророка.
На выходе из базилики всех благословляет Дева Мария Реджина - Царица Мира.
Скульптура была установлена с началом Первой мировой войны в знак призыва к миру.