Вот так тихо-незаметно мы подошли к самой интересной части нашей экскурсии – к
шедеврам Рафаэля. В этой же башне над апартаментами Борджиа (папа Александр
четвертый Борджиа) так называемые Станцы Рафаэля - четыре комнаты, расписанные
гением эпохи Возрождения. Это личные комнаты папы Юлия второго, которые по совету
выдающегося архитектора Браманте он поручил расписать тогда еще 25-летнему художнику.
Первым залом, полностью расписанным Рафаэлем, стала Станца Подписей (Stanza della
Segnatura) - личный кабинет и библиотека папы. В четырех тондо потолка Рафаэль
изобразил в виде прелестных женских фигур аллегорические воплощения Благословия,
Поэзии, Философии, и Правосудия.
Фрески на стенах представляют четыре области духовной деятельности человека:
Афинская школа - философию, Диспут о Таинстве Причастия - богословие, Парнас - поэзию,
а Основные и теологические добродетели - правосудие. На фото лучшая из всех фресок
в Станцах - Афинская школа. В центре фигуры Аристотеля и Платона (Платон в красном
плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи). Платон воздевает руку к небу в знак того,
что мир идей обретается в горних пределах, а Аристотель (в синем плаще) указывает рукой
вниз в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске есть и другие великие
философы: Сократ, Диоген (полулежит на ступенях), Гераклит (с чертами лица Микеланджело),
сидящий в глубокой задумчивости почти в центре, Евклид (с чертами лица Браманте)
наклонился с циркулем, Пифагор (сидит с открытой книгой), Птолемей и Зороастр, с которыми
беседуют двое юношей (в правой части фрески), один из них с чертами лица самого Рафаэля,
другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце.
Фреска Диспут (спор о причастии) — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько
прославление и триумф церкви. Вверху на небесах, изображён Бог-отец, под ним Христос
с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже голубь, символ Святого Духа, и восседающие
на облаках святые и патриархи Ветхого Завета. Внизу на земле отцы церкви, папы,
священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и
художника-монаха фра Беато Анджелико. Обе фрески отличаются удивительным
композиционным единством и гармонией.
Следующий зал - Станца Элиодора, комната для частных аудиенций, которые понтифик
часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам.
Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви. Рафаэль
был творцом четырех главных фресок, расположенных в стенных арках, а кариатиды и
роспись потолка принадлежат кисти других художников. Сюжет фрески Изгнание Элиодора,
по которой станца получила своё название, заимствован из Ветхого Завета. Сирийский
вождь Элиодор пытался похитить из Иерусалимского храма золото, предназначавшееся
вдовам и сиротам, за что на него была послана кара Господня в образе прекрасного
ангела-всадника в золотых доспехах. В левой части фрески папа Юлий второй, которого
несут в кресле к поверженному преступнику. В центре фрески в храме, который напоминает
собор святого Петра в Ватикане, великий жрец Оннас молится при свечах. Всякий раз,
когда возникала какая-либо угроза верховному главе Церкви, Господь становился на его защиту.
В этой же Станце Элиодора фреска Месса в Больсене, иллюстрирующая еще один случай
чудесного вмешательства Господа в защиту Церкви. Она посвящена событию, произошедшему
в тихом городке Больсена на берегу одноимённого озера. Во время обедни в местной церкви
один богемский священник в момент освящения Даров вдруг усомнился в таинстве
божественного перевоплощения и тут же увидел, как покрывающий остию (просфору)
плат и его руки окрасились кровью. В ознаменование этого чуда был учреждён церковный
праздник день Тела Господня (Corpus Domini). При этом событии присутствует
коленопреклонённый папа, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев
из папской стражи, одетых в яркие костюмы.
Фреска Встреча Святого Львапервого Великого с Аттилой иллюстрирует особую заботу
Создателя о Риме. Слева изображен папский кортеж, возглавляемый Папой Львом первым
Великим на белом коне, который, согласно легенде, остановил продвижение войск короля
гуннов Аттилы. На втором плане видны самые примечательные архитектурные памятники
Рима: Колизей, Акведук, Базилика и обелиск. В центре Аттила верхом на черном коне с ужасом
смотрит в небеса, где ему открывается видение - апостолы Петр и Павел, вооруженными мечами.
Следующий зал - Станца Пожара, где во время правления Юлия второго заседал верховный
суд папской курии. При Льве десятом в этом помещении был малый обеденный зал, где
понтифик обедал в кампании избранных приглашенных, кардиналов или послов иностранных
государств. Потолок зала был уже расписан Перуджино, старым учителем Рафаэля, на тему
прославления Господа. В знак уважения к своему учителю Рафаэль распорядился оставить
потолок нетронутым, расписав четыре стенные арки зала. Это помещение оказалось
последним, которое он расписал собственноручно. Первая фреска называется Пожар
в Борго, она дала название залу. Согласно легенде, папа Лев четвертый потушил своим
благословением страшный пожар, опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу
многонаселённый квартал Борго. Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению
огня, и пламя уже угрожало собору святого Петра. Этому чудодейственному событию
посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции, динамизму, колориту и пластике.
Написание многих фигур фрески было доверено ученикам. В глубине на возвышении,
куда ведут четырнадцать мраморных ступеней, видна половина фасада старого собора
Святого Петра, разрушенного до появления Рафаэля в Риме. Чуть правее угол Ватиканского
дворца с открытой лоджией, откуда папа в тиаре и красной накидке поверх светлой рясы
обращается к римскому люду с благословением. По ступеням широкой лестницы к папскому
дворцу поднимается мать с ребенком, ища спасения от огня, а около дворца под лоджией
толпа стоящих на коленях перепуганных женщин взывает о помощи. Впечатляет изображение
юноши, выносящего на спине старого отца, людей, в спешке покидающих горящие дома.
Фреска Битва при Остии написана учениками по эскизам мастера. Изображена сцена
морского сражения между папскими и сарацинскими галерами близ порта Остия в устье
Тибра. В 846 году сарацины напали на Остию, разграбили местный собор и увезли с собой
множество пленных, набив ими трюмы своих кораблей. Через три года они вновь
вернулись за добычей, но на сей раз победа осталась за папскими воинами, и восседающий
на мраморной глыбе как на троне понтифик обращает благодарственный взор к небесам.
Это ещё одно изображение Льва десятого, рядом с ним кардиналы Джулио Медичи,
Биббьена и другие высокопоставленные лица.
Прямо под станцами Рафаэля апартаменты Борджиа, названные так в честь папы
Александра шестого, который до восхождения на папский престол носил имя Родриго
Борджиа и жил в этих залах во время всего своего правления. Их украшением занимался
Бернардино Пинтуриккио совместно со своими учениками и последователями. Пинтуриккио
наравне с Перуджино, учителем Рафаэля, был самыми престижными римским художником
той эпохи, известность ему принесла скрупулезная точность в деталях, использование
броских цветов и золотых сплетений, мастерство в рисовании роскошных одеяний и
пейзажей. Апартаменты Борджиа включают несколько залов, каждый из которых украшен
уникальными росписями. В зависимости от их сюжетов каждый зал получил свое название,
а сюжеты для фресок папа Александр шестой выбирал сам. Первый Зал сивилл, в нем
фрески с изображениями сивилл и пророков со свитками судеб в окружении символических семи
планет. На фото пары апостолов и пророков - святой Петр и Иеремия, святой Иоанн и Давид.
Следующий Зал таинств веры, здесь сюжеты из жизни Христа - Благовещение,
Сошествие Святого Духа, Поклонение волхвов, а также фрески, изображающие Воскресение,
Вознесение и Вознесение Девы Марии.
Дальше Зал святых, его украшением Пинтуриккио занимался лично. Сюжеты росписей - сцены
из жизни святых. На фото фреска Диспут святой Екатерины Александрийской с философами
перед императором Максимилианом. В центре высится арка Константина, украшенная
позолоченными барельефами. В персонажах картины можно узнать некоторых приближенных и членов
семейства Борджиа – в образе девушки в красном плаще внебрачная дочь понтифика Лукреция Борджиа.
В Зале наук и свободных искусств в виде прекрасных женщин изображены важнейшие
науки - Арифметика, Грамматика, Риторика, Геометрия, Диалектика, Астрономия и Музыка.
Они окружены деятелями науки и искусства 15-го века. На фото фреска Риторика, на ней в
облике Цицерона изображен писатель Паоло Кортези.
И вот, переходя в очередной зал апартаментов Борджиа, чуть не споткнулась, увидев такую
вот Мадонну современного скульптора Лучо Фонтана, настолько она контрастировала со всем,
увиденным ранее. А предваряла она залы с коллекцией современного религиозного искусства.
И очень даже мудрый ход со стороны устроителей Ватиканских музеев – ведь мы уже приблизились
к самому главному сокровищу Ватикана – Сикстинской капелле, и совсем не плохо было бы
перезагрузить мозг, уже одуревший от обилия информации и красоты искусства эпохи
Возрождения. Коллекция довольно большая, много залов, но я не стала фотографировать.
Вот пара фото – две картины Сальвадора Дали и одна Френсиса Бэкона.
Ну и, как положено, прервемся на самом интересном месте. Сикстинская капелла, собор
святого Петра и площадь святого Петра перед Ватиканом – всё это в следующий раз.