Наконец-то добралась до фоток со встречи с Иришкой (Ирина1962). Проредила, рассортировала, и руки сами собой потянулись к созданию отчета - почему бы и нет, дело-то привычное…
Тем более, что встреча получилась интересной и содержательной, как и всегда.
В Москве не так давно появился новый музей-диорама "Царь-макет", где в масштабе 1:87 представлены наиболее узнаваемые и знаменитые объекты, города и уголки России (пока только ее европейская часть, но готовятся и новые экспозиции). Вот туда-то мы с Ирой и отправились с утра пораньше.
Вся прелесть этого макета в том, что он интерактивный – по дорогам ездят машины, по рельсам постоянно курсируют пассажирские и грузовые составы, день сменяется ночью, нажав на кнопки, можно оживить уличную сценку с людьми или запустить какой-нибудь технологический процесс. Давайте вместе пройдемся по этому замечательному музею.
Начинается всё со Пскова, с монумента "Ледовое побоище" на горе Соколиха. Установлен он в честь русских воинов, разгромивших тевтонских рыцарей на Чудском озере в 1242 году и остановивших Крестовый поход на Русь. На коне Александр Невский в окружении княжеской дружины и простых горожан.
Дальше псковский железнодорожный вокзал, пассажирский и грузовые составы, небольшой рыночек.
В деревне Черёха под Псковом расквартирован десантно-штурмовой полк Псковской дивизии, между КПП и автотрассой установлен памятник воинам 6-ой парашютно-десантной роты, погибшим в боях в Аргунском ущелье во Вторую чеченскую компанию.
Внутри макета ремонтных мастерских вагонного депо работают станки, нажатием кнопки поднимаются стены, можно рассмотреть, как там всё внутри устроено.
Сердце Псковской крепости – его Кром (Кремль) на мысу при впадении реки Псковы в реку Великую. Древнейшее сооружение – первые его каменные укрепления были возведены в середине 13-го века. На фото на переднем плане Высокая (Воскресенская) башня, на другом берегу Псковы Плоская башня, за ней Наугольная (Кутекрома), дальше Средняя башня, колокольня Троицкого собора и сам собор. Свято-Троицкий кафедральный собор Псковского Крома был построен в 1699 году и сохранился до наших дней. Первый же храм на этом месте был построен еще в 10-ом веке по распоряжению княгини Ольги.
Дальше вид на Кром с противоположной стороны. У этой стены был Довмонтов город (по имени псковского князя конца 13-го века) – укрепления для защиты городского Посада. В наше время там законсервированные раскопки древних построек.
На противоположном от Крома берегу реки Псковы Советская (Золотая), до периода холодной войны называвшаяся Американской, набережная. Три симпатичные дома стоят сразу после моста, это бывшие крестьянские и купеческий дома постройки начала 19-го века. Сейчас это красивый элитный жилой квартал в стилистике 19-го века.
Неизвестная церковь на холме – не удалось ее идентифицировать, может, кто из псковичей подскажет.
Мини-вселенная Царь-макета насчитывает более 50000 жителей. Они живут своей жизнью, как настоящие люди в реальном мире. На этих фото деревня с конефермой, с огородами, на которых растут тыквы и капуста, с улицами, по которым гуляют коровы, с речкой, где ловят рыбу.
Дальше музей-заповедник Дивногорье под Воронежем – его облик сформировали меловые отложения на дне моря, бывшего там миллионы лет назад. В некоторых местах горная порода приняла форму столбов, которые прозвали «дивами» (от слова диво), отсюда и название. Прямо в останцах православными монахами выдолблены пещерные меловые церкви - церковь Сицилийской иконы Божьей Матери, церковь Рождества Иоанна Предтечи, часовни.
Наступает вечер, медленно гаснет свет, зажигаются фонари и окошки, а мы приезжаем на Московский (ранее Николаевский) вокзал Санкт-Петербурга. Здание в стиле неоренессанс было построено архитектором Тоном, таким же им был построен и Ленинградский вокзал в Москве. При открытии железнодорожного сообщение между Питером и Москвой в средине 19-го века дорога занимала около 20 часов, сейчас же проделать этот путь можно часа за четыре.
А на рассвете перед нами предстает храм Спаса на Крови, сооружённый в память о том, что на этом месте в результате нападения террориста Гриневицкого был смертельно ранен император Александр Второй. Своей архитектурой в пряничном неорусском стиле этот храм перекликается с московским храмом Василия Блаженного на Красной площади. У Спаса на Крови интересная история. В послереволюционные годы он был кафедральным собором староцерковной тихоновской Петроградской епархии, а после издания митрополитом Сергием Декларации об безоговорочной лояльности коммунистическому режиму стал центром оппозиции в Русской церкви, после чего и был закрыт властями. В годы блокады в соборе размещался морг, сюда свозили погибших и умерших ленинградцев, а в стропилах собора 18 лет пролежал никем не замеченный немецкий фугас.
Ясное дело, что Царь-макет не может вместить все интересные и примечательные места, что его пространство ограничено, поэтому неожиданно рядом могут оказаться, как здесь, Спас на Крови и Исаакиевский собор с Медным всадником (памятник Петру Первому). Четвертое по счету здание Исаакиевского собора в стиле позднего классицизма было построено в середине 19-го века, сейчас храм работает как музей, но в нем проходят ежедневные службы.
Дом компании Зингер со снятой наружной стеной. Это здание в стиле модерн с элементами барокко было построено в начале прошлого века для Акционерной компании Зингер в России, производителя знаменитых швейных машинок. Задумывалось оно как небоскреб, но в то время высота строящихся зданий ограничивалась высотой Зимнего дворца, и, чтобы хоть как-то выделиться, не считая пышно и избыточно декорированных фасадов, пришли к решению надстроить угловую выступающую мансарду и высокий купол над ней. При строительстве были применены новшества – металлический каркас, внутренние лифты и крытые стеклянной крышей внутренние дворы (атриумы), автоматическая очистка крыш от снега. Сейчас в Доме Зингера на двух нижних этажах располагается Дом Книги, а на пяти верхних команда ВКонтакте. На открытом макете видны эти помещения с покупателями и сотрудниками.
Едва ли не самое популярное среди туристов место в Санкт-Петербурге – стрелка Васильевского острова. Этот остров, самый большой в дельте Невы, был в начале 18-го века подарен Петром Первым Меньшикову. Остров застраивался как культурный и деловой центр города. Поначалу на стрелке был Петербургский морской порт, а к 18-му веку начался формироваться современный облик Стрелки Васильевского острова – по центру мыса в стиле античного храма построили здание новой Биржи, перед ним по краям две Ростральные колонны со статуями морских божеств у подножия (аллегории, олицетворяющими четыре русские реки - Волхов и Неву у южной колонны, Днепр и Волгу у северной колонны). Перед биржей появилась полукруглая площадь, открытая к водным просторам, предназначенная для устройства парадной пристани морского порта.
Рядом с Биржей на макете стоит здание Пушкинского дома (Институт русской литературы РАН). На самом деле и сориентировано оно по-другому, и стоит не там, но о причинах уже писала. Строился этот дом в стиле классицизма как новая Таможня, сверху он украшен круглой башней, на фронтоне статуи Меркурия, Нептуна и Цереры как олицетворение торговли, мореплавания и плодородия. Перед зданием на высоком постаменте установлен бюст Пушкина.
Наступает вечер, на фото макет питерского переулка с граффити Боярского на стене. Что это за переулок, найти не удалось – может, кто из питерских подскажет.
Какой-то трехпролетный разводной мост – гипотетический мост, потому что именно такого в Питере нет не только по расположению, но и по внешнему виду. Ну, это так, ерунда.
Когда наступает ночь, крылья моста поднимаются, зажигается подсветка – красиво. Жаль, что корабли не плывут – воду имитирует рельефный пластик.
В боковую поверхность макета вмонтированы полости, в которых за стеклом показаны сюжеты из прошлого. Здесь Петровская верфь со строящимися кораблями, если присмотреться, то можно увидеть Петра Первого, наблюдающего за постройкой.
Дальше макет Константиновского дворца Конгрессов в Стрельне (пригород Санкт-Петербурга). Садово-дворцовый комплекс в Стрельне задумывался Петром Первым как «наш ответ Версалю», но в этой местности из-за рельефа невозможно было организовать каскады фонтанов, поэтому «ответ» стали строить в Петергофе, а в Стрельне достроили дворец в стиле барокко, разбили парк, на том и успокоились. Сменялась череда великих князей, владеющих этой резиденцией, пока после революции во дворце не разместилась школа-колония для несовершеннолетних преступников, затем санаторий. Во время ВОВ дворец был основательно разрушен, а после восстановления перешел во владение Арктического училища. Сейчас он принадлежит Управделами президента, претворены в жизнь мечты Петра в плане фонтанов и парка, теперь там принимают иностранные делегации, проводят саммиты.
Переезжаем после Питера в Москву. Здесь на переднем плане макета стоит здание Московской хоральной синагоги, построенное во второй половине 19-го века в виде купольной базилики. На заднем плане Красная площадь с храмом Василия Блаженного (собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву), объединяющем 11 церквей (приделов). Вначале, в 16-ом веке, на Троицкой (сейчас Красной) площади строились отдельные деревянные церкви в честь побед русского воинства в смоленском и казанском походах, затем Иван Грозный повелел объединить их в один каменных храм в честь Покрова Богородицы. Правее видно Лобное место, где начиная с 16-го века, проходили публичные казни, оглашение царских указов, проходили крестные ходы. По другую сторону Красной площади Кремлевская стена с угловой и средней Арсенальными башнями, с Троицкой и Кутафьей башнями, с Комендантской башней и Мавзолеем перед ней. За Кремлевской стеной виднеются колокольня Иван Великий и Сенатский дворец.
Далее на макете компактно разместились здания старинной, прошлого века и самой современной архитектуры. На Софийской набережной стоит красивейшая колокольня храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, справа здание сталинской высотки на Котельнической набережной, за ними башни Москва-сити.
Внизу слева кусочек Чистопрудного бульвара. На нем так называемый голубой «Дом со зверями» (доходный дом церкви Троицы на Грязех), оформленный уникальными барельефами работы художника Сергея Вашкова. В виде каре дом купца Крашенинникова, еще его называют гостиницей у Покровских ворот, это здание построено в самом начале 19-го века.
И на последнем фото затейливый домик (фитнес- и яхт-клуб) на берегу Чистого пруда, перед ним волшебным образом скверик с памятником Грибоедову (на самом деле он стоит в начале Чистопрудного бульвара).
А это Московский цирк имени Юрия Никулина на Цветном бульваре. Перед входом памятник – кабриолет из Кавказской пленницы, в который садится Юрий Никулин в своем клоунском костюме. Часть бульвара напротив цирка оформлена в виде арены с несколькими скульптурами выступающих клоунов.
Так выглядит цирк изнутри.
На пересечении Тверской и Садового кольца Триумфальная площадь, на ней памятник Маяковскому. По правую руку от него Концертный зал имени Чайковского, к нему примыкает театр Сатиры. По левую руку здание Москомархитектуры и винтажный винный рестобар, а за спиной поэта гостиница Пекин в красивом здании с башней, шпилем и часами.
Дальше ночная пробка на въезде в Москву.
Перемещаемся к ВДНХ. Здесь в причудливом соседстве Центральный вход на выставку со скульптурой "Тракторист и Колхозница" со снопом на арке, скульптура Мухиной "Рабочий и Колхозница" у Северного входа на выставку и шайба входа на станцию метро ВДНХ.
За входом на выставку в конце аллеи Центральный павильон ВДНХ – грандиозное здание с башней, шпилем со звездой, колоннадами, скульптурами, барельефами, лепниной, гербами и знаменами республик. В 90-е годы в павильоне была барахолка, под павильоном большое бомбоубежище.
Помимо работающих вагоноремонтных мастерских в Царь-макете есть еще и шоколадная фабрика. Периодически ее стены поднимаются, и можно увидеть работу механизмов, конвейера, с которого сходит маленькая настоящая шоколадка.
Одна из интерактивностей Царь-Макета – нажимаешь кнопку, и в лучах света оживает техника, в этом случае дорожно-ремонтная.
15 лет назад в Серебряном Бору был построен очень интересный вантовый мост через Москву-реку, названный Живописным. Его уникальность в том, что он строился в природоохранной зоне, поэтому опора моста получила форму арки с прикреплённым к ней с помощью вант мостовым полотном, а несущие балки пришлось расположить не поперёк, а вдоль реки для сохранности природных зон и во избежание помех для судоходства. Под сводом пилона подвешен противовес в виде стеклянной капсулы, напоминающей летающую тарелку. В ней сначала планировалось открыть ресторан со смотровой площадкой, потом ЗАГС, но так ничего и не открыли.
А по реке под мостом проплывают корабли и кораблики – на фото пожарный катер МЧС.
В 120-ти км от Москвы есть поселок Завидово, там с 2009 по 2019 годы проводился крупнейший в России фестиваль мультиформатной музыки под открытым небом "Нашествие". На фото фестиваль 2019-го года, последний. Больше они из-за коронавируса не проводились.